Традиция шелководства на территории Китая зародилась ещё в неолите ( -III тысячелетии до н. э.). Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора , мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. Самый древний кокон шелкопряда, обнаруженный археологами, был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. -1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани - в одной из гробниц южного Китая времён Борющихся царств ( -221 гг. до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка:
Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали . Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители . Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.
Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть . Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет.
Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане . Местный правитель никак не мог заполучить сырьё и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине её супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав коконы в замысловатой причёске, а яйца - среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.
Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс , используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань .
Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина , красящих и жировых веществ; крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья - декатировка - обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.
Особенности ткани
После соответствующей обработки шёлковые ткани приобретают:
|
Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Шелк удерживает лидерские позиции среди многообразия тканей благодаря тому, что привлекает колоритом рисунков и красок, нежностью и невесомостью. Название «искусственный шелк» часто встречается в магазинах тканей. Под ним продаются ткани и изделия не только из искусственных волокон, но и из синтетических. Поэтому при выборе ткани нужно обращать внимание на состав. Если представленный материал состоит из 100% -го полиэстера или с добавлением спадекса, то это синтетический (например, ), который имеет свои особенности и свойства.
Понятие «искусственный шелк» применительно к ткани из искусственных волокон объединяет две основные категории: шелк вискозный и ацетатный (триацетатный). Эти волокна похожи на натуральный шелк, как по внешним признакам, так и по большинству физических свойств. В настоящее время из шелковистого вискозного волокна изготавливают не только ткань, но и шелковую пряжу как в бобинах для промышленного производства трикотажных изделий, так и для ручного вязания. Для тканей больше используют ацетатные волокна. Из ацетатного шелка встречаются блузочные, плательные, подкладочные, или портьерные ткани.
Шелковистая гладкость, яркость красок и блеск, мягкость и эластичность характеризуют искусственный шелк и делают его популярным.
Материал имеет широкую сферу применения. Он идет на пошив яркой и удобной одежды повседневного назначения и праздничных одеяний. Нарядные и пестрые головные и шейные платки, палантины сделаны из искусственного шелка. Из него изготавливают домашний текстиль, шторы и уютные спальные комплекты.
Все виды изделий красивы, комфортны, легко драпируются, мягкие и шелковистые при доступной цене.
Местом появления материала считается Китай. Сначала было налажено производство натурального шелка по трудоемкой и длительной технологии, что произошло еще пару тысяч лет назад. Шелк распространился по всему миру и был доступен лишь состоятельным людям. Он пользовался необыкновенной популярностью.
Увеличение численности населения требовало обеспечения качественной и доступной одеждой все большего количества людей. По всем показателям шелковая продукция была признана лучшей. Требовалось получить аналог из доступного сырья с сохранением свойств и по низкой цене для массового производства.
Образец вискозы, что по-латыни означает «клейкий, вязкий», был представлен французским химиком в конце XIX века на Парижской выставке текстиля. Для ее получения требовалось обрабатывать целлюлозу щелочью и уксусной кислотой. Образец соответствовал натуральному аналогу: блестел, поглощал влагу и хорошо вентилировался воздухом. Появление технологии получения искусственного шелка повлияло на развитие текстильной промышленности и массовый выпуск тканей.
Массовым производством шелка из искусственных нитей занялся американский бренд «Дюпон» с началом XX века. Продукция не уступала по качеству аналогу и стоила дешевле. Искусственный шелк пользовался спросом, и для обеспечения потребностей было запущено несколько фабрик. В средине 30-х годов выпуск полотна из искусственных волокон превысил в 7 раз выработку натурального шелка.
Современная технология производства нитей для искусственного шелка разделяется на два основных этапа: получение сырья, то есть целлюлозы и создание волокна. В основном используют гидратцеллюлозные (вискозу), реже эфироцеллюлозные волокна (ацетатные или триацетатные). По мимо шелка, .
Технологическая последовательность производства вискозного волокна такова:
Заключительная отделка вискозного волокна заканчивается в вытягивании, промывании, если необходимо – отбелке, замасливании и кручении.
Из нитей, полученных из этого волокна, производят вискозный шелк.
К категории «искусственный шелк» относится серия тканей с гладкой и блестящей как у шелка поверхностью, изготовленных из отходов деревообработки. Сырьем для производства искусственных волокон служит природная целлюлоза, получаемая из древесины бука, ели, сосны, пихты или из хлопкового пуха. В настоящее время в основном для создания искусственного шелка используют нити пологой, средней (муслиновой) и сильной (креповой) круток из вискозных или эфироцеллюлозных (ацетатных) волокон.
Искусственный шелк это тонкий, воздушный материал с красивым глянцем, обладающий бесспорной привлекательностью. Изделия из такой ткани комфортны в носке и долго сохраняют форму благодаря качественным волокнам в составе.
Материал обладает следующими свойствами:
Гигиенические свойства вискозного шелка сравнимы с хлопком, что объясняется высоким содержанием целлюлозы.
К минусам ткани относится снижение воздухопроницаемых характеристик по сравнению с натуральным шелком. А также у искусственных аналогов отсутствуют компоненты, оказывающие антибактерицидное действие.
Вискозный шелк легко мнется без добавки синтетики. В мокром состоянии эта ткань лишается прочности и упругости, она тянется, может терять форму и даже рваться при неправильном уходе.
Ацетатный шелк – это ткань полученная из триацетатных или диацетатных нитей. Волокно научились получать гораздо позже, чем вискозное. Для производства материала также служит целлюлоза.
Шелк из эфироцеллюлозных волокон обладает меньшей гигроскопичностью чем из вискозных, поэтому сохнет быстрее. При температуре от 140 градусов эти волокна размягчаются, оттого утюжить материал из них нужно через влажную ткань на правильном режиме. Эти волокна неустойчивы к воздействию щелочей, поэтому стирать материал из них нужно мягкими моющими средствами. Искусственный шелк из эфироцеллюлозных волокон устойчив к воздействию микроорганизмов. Недостаток материала, это высокая электризуемость. Ткани из этих волокон пропускают ультрафиолетовые лучи.
Отличительной чертой полотна является мягкость, упругость и глянцевая поверхность. Ткань держит форму, не теряет привлекательность после намокания и длительного использования.
Современная легкая промышленность уже меньше употребляет ацетатный шелк. Хотя технология производства остается наиболее экологичной относительно получения других искусственных тканей. Уменьшение объемов производства ацетатного шелка, связано с повышением спроса на синтетические шелка, которые имеют преимущества – несминаемость и низкая стоимость. На ткань из синтетических волокон прекрасно наноситься любой принт.
Заключительная отделка ТАЦ и ДАЦ волокон это вытягивание, замасливание, кручение и термофиксация.
Натуральный, искусственный и синтетический шелк похожи по внешним признакам и ряду характеристик, поэтому их не сразу удается различить.
Натуральное шелковое волокно получают из кокона шелкопряда. Оно представляет собой белковый продукт выделения гусеницы. Относится к элитным и дорогим материалам.
Искусственное волокно создается при переработке натуральной целлюлозы высокого качества с применением химических веществ.
Синтетическое волокно (полиэстер) синтезируется из продуктов нефтепереработки.
Определить примерный состав материала можно и при покупке. Для этого потребуется небольшой отрезок ткани или нити. Его поджигают и анализируют запах и процесс горения. У натурального шелка происходит тление без образования язычков пламени. Тление сразу прекращается, если отвести спичку. Ощущается запах как при горения волос или шерстяных нитей.
Искусственный шелк при горении образует пламя и выделяет запах как у жженой бумаги. Процесс продолжается и при отсутствии источника огня. Образец быстро превращается в пепел.
В результате сгорания синтетического шелка остается твердая масса, не поддающаяся растиранию руками. Имеет характерный запах пластмассы.
Привлекательный шелк востребован в легкой промышленности. Красивые и приятные в ношении вещи из него будут дольше радовать яркими красками при бережном уходе.
Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.
Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.
Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.
Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.
Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.
Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!
Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.
Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.
Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.
Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.
Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.
«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.
Как определяют искусственный шелк:
Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.
В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.
На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.
Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.
Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.
Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.
Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.
Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.
Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.
Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.
Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.
Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:
Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.
Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:
К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:
Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.
Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:
Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.
Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.
Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.
Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.
И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.
Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.
Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:
Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.
По волоконному составу их делят на изделия из нитей:
Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.
Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:
А также на подгруппы по назначению:
К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.
Наиболее распространенные виды креповых материй это:
К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.
Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.
К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.
Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:
Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.
Самые популярные гладьевые разновидности это:
Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.
Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.
Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.
Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.
К ворсовым разновидностям относятся:
Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.
Присмотреться следует к следующим признакам:
Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.
[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]
Натуральный шелк - волокно, которое получают из кокона тутового шелкопряда, является сырьем для последующего изготовления пряжи.
История шелка окутана легендами. Первыми натуральный шелк начали изготавливать и использовать китайцы, и было это более 5000 лет назад.
Согласно легенде шелк появился в 2640 до нашей эры во времена правления императора Хуэнга Ти (иной вариант написания «Хуан Ди», более известен как Желтый император). Однажды его жена Хси Линг Ши (иной вариант написания «Си Линь Ши») пила чай в тени тутового дерева. Неожиданно в ее чашку с горячим чаем упал кокон, который стал расплетаться и превратился в удивительную сияющую нить. Эта нить очень понравилась Хси Линг Ши, поэтому она велела слугам смотать ее с кокона и выткать из нее ткань. Эта легенда подтверждается археологами – коконы тутового шелкопряда, найденные в провинции Шаньси, датируются приблизительно между 2600 и 2300 г. до н.э.
Впрочем, другие археологические находки – маленькая чашка из слоновой кости, на которой изображен вырезанный шелкопряд, шелковые нити и ткань, найденные в ходе раскопок вдоль нижнего течения реки Янцзы – выявили начало шелководства между 6000 и 7000 лет тому назад.
Долгое время китайцы скрывали технологию производства шелка в секрете – все попытки вывезти коконы шелкопряда из Поднебесной строго наказывались – «воров» карали смертной казнью.
В настоящее время Китай является крупнейшим производителем шёлка (половина всего производства в мире). Значительное количество производится также в Индии (около 15 %), Узбекистане (около 3 %) и Бразилии (около 2,5 %), а также в Иране, Таиланде и Вьетнаме.
Шелк представляет собой продукт выделения гусеницами шелкопрядами особого секрета из шелкоотделительных желез. Промышленное производство шелка – выращивание шелковичной гусеницы – называется серикультивированием.
В разных странах можно найти множество видов шелкопрядущих насекомых.
В Китае в шелковой промышленности используется шелк, вырабатываемый шелкопрядными гусеницами слепого нелетающего мотылька Bombyx mori. Он откладывает 500 и более яиц за 4-6 дней и после этого умирает.
Сначала яйца выдерживают при температуре 18,33 градусов, понемногу увеличивают до 25 градусов пока не появятся личинки. Их два раза в час кормят свежайшими листьями тутового дерева, оберегают от сквозняка, шума и посторонних запахов.
Через некоторое время (порядка 4–6 недель, пока гусеницы не достигнут максимального размера – около 7,5 см) наступает время свивать коконы. Гусеницы начинают вырабатывать желеобразное вещество – белковые нити, которые связываются белком серицином (выделяемым другими железами) и затвердевают при контакте с воздухом.
За 3-4 дня благодаря постоянному вращению шелкопряд укутывается шелковой нитью, пока, в конце концов не превращается в белый шарик. В природе из кокона через 12–16 дней вылупились бы бабочки (больше похожие на моль), но тогда они испортили бы целостность шелковой нити. Поэтому кокон обрабатывают горячим воздухом, паром или кипящей водой.
Причины популярности шелковых тканей на протяжении нескольких тысячелетий кроются в их уникальных свойствах:
Из недостатков шелка можно выделить:
Из шелковой нити изготавливают большое количество различных тканей. Самые распространенные из них такие:
Шелк – это материал, который при правильном уходе может служить до 20 лет. В стиральной машине одежду из натурального шелка следует стирать исключительно в бережном режиме. При этом оптимально использовать предназначенные для шелка моющие средства. Температура – не выше 30°С, без замачивания и использования отбеливателей, а также без отжима на высоких оборотах.
Руками шелк тоже нужно стирать правильно. А именно - сильно не тереть, не выжимать.
Полоскать шелковые изделия нужно в воде при температуре 20-25°С. В воду можно добавить немного уксуса (5 ложек 9 %-ного уксуса на 10 литров воды) – это поможет устранить вредное воздействие щелочи и освежит цвет изделия.
Нельзя сушить шелковые изделия на солнце, батарее либо около отопительных приборов. Необходимо повесить шелковое изделия для просушки в тени в расправленном виде. Гладить шёлковое изделие нужно во влажном состоянии и исключительно с изнанки. Использовать нужно умеренно горячий утюг, а ткань в процессе глажки не смачивать. Желательно держать утюг прижатым не более 5 секунд для предотвращения повреждения ткани.
Следы от пота, оставшиеся на одежде из натурального шелка, можно вывести спиртом.
Искусственный шелк (вискоза, ацетат) производится из полимеров естественного происхождения (древесная целлюлоза и ацетилцеллюлоза), поэтому не считается синтетическим материалом.
По текстуре он весьма схож с настоящим шелком, легко поддается окрашиванию, прекрасно впитывает влагу, обладает выраженной теплопроводимостью.
Но все же искусственный шелк не так долговечен (быстро разрушается, особенно от влаги) и практически не обладает иными свойствами натурального шелка.
Самый надежный способ отличить натуральный шелк от искусственного – поджечь несколько волокон. Подожженный шелк имеет слабовыраженный запах паленой шерсти, а искусственный – или горелой бумаги, или синтетики.
Более доступный способ основан на ощущениях – если приложить шелковое изделие к щеке, то не должно возникнуть ни малейшего дискомфорта. Он мгновенно приобретает температуру тела.
Еще один из методов определения подлинности шелка основан на особенностях волокон: если собрать ткань складками, сжать в кулаке на несколько секунд, то искусственная ткань после выпрямления будет испещрена четкими заломами, натуральная – еле заметными.
Тутовый шелкопряд – это единственное полностью одомашненное насекомое, практически не встречающееся в природе в диком состоянии, и самое распространенное на Земле насекомое-производитель.
Химическая формула шелка: C15H23O6N5