Как развивать мелкую моторику рук у ребенка: полезные советы родителям. Мелкая моторика Развитие моторики рук у детей

Нормальное развитие ребенка, начиная с грудного возраста и требует занятий по развитию мелкой моторики. Многие родители наверняка слышали этот термин, а вот что он обозначает и почему так необходимы занятия знают не все. Давайте поговорим про развитие мелкой моторики: что оно собой представляет, зачем нужны занятия, какими они должны быть?

Детская физиология и особенности развития мелкой моторики

Общая моторика представляет собой движения тела, которые совершаются под командованием психоаналитических реакций в мозговом центре. Выделяют три основных вида моторики:

  1. Крупная. Работа больших мышц (пробежки, отжимание)
  2. Мелкая. Движение кистей рук и пальцев. Сюда входит совмещения действий (глаза + руки при рисовании).
  3. Артикуляционная. Возможность и умение координировать функции речевых навыков (связной разговор).

Западные ученые, проведя исследования в области психологии и сделали вывод, что именно одна третья коры мозга ответственна за мелкую моторику. Эта часть находится "по соседству" с мозговым речевым центром. Этот факт дает возможность говорить про то, что развитие мелкой моторики у грудничка влияет на процесс формирования:

  • ·речевых навыков;
  • ·памяти;
  • ·мышления;
  • ·логики;
  • ·воображения.

Было подмечено, что детки, хорошо владеющие своими ручками, более усидчивы и утомляются намного меньше, чем детки, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики.

Календарь норм формирования мелкой моторики у малышей или что и когда надо уметь?

Каждый возраст имеет свои нормы развития мелкой моторики, то есть, ребенок способен делать определенный спектр действий. По мере созревания и развития нервной системы малыш обретает все новые и новые возможности развития. За формированием этих навыков нужно следить, так как каждое последующее достижение может произойти лишь после успешного освоения определенных навыков своего возраста.

Поэтапный календарь норм развития мелкой моторики

  1. 4 месяца после рождения. Первые недели у новорожденного ручки сжаты в кулаки, и если говорить о развитии мелкой моторики, то именно разжатие сомкнутых кулачков, можно назвать первым действием в ее развитии. Все движения крохи ещерефлекторны, хотя малыш пытается их как-то скоординировать. Первоначально он учится управлять движениями глаз и головы, далее тянется за предметами руками, одинаково и левой, и правой, не выделяя доминантную. Поймав предмет в ладошку на рефлекторном уровне, зажимает кисть.
  2. От 4 месяцев до 1 года. Идет совершенствование движения рук, пальцев. Первоначально кроха учится использовать только одну руку, держа предмет. Далее, этот предмет перекладывается из одной руки в другую. К полугоду он уверенно держит в ладони небольшие предметы, а к 7–8 использует большой и указательный пальчик, дабы поднять с пола мелкие игрушки. Активно и осознанно использует руки, чтобы помочь себе сесть, встать, подержатся. Ближе к 12 месяцам смело может перебирать бусинки. Больше о развитии малыша этого возраста можно прочесть в статье: .
  3. От 1 года до 2 лет. Действия совершенствуются. В этом возрасте малыш умеет держать ложку, управляться с ней. Проявляются навыки рисования. Он может изобразить каракули, точки и не совсем ровные кружочки. Ближе к двум годам заметно, какая из рук доминантная. Ребенок активно использует указательный палец, показывая его и трогая им незнакомые предметы.
  4. От 2 лет до 3 лет. В движениях задействованы не только кисти, но и предплечья, локти. К трем годам карандаш занимает правильное положение в руке и из-под него выходят первые шедевры в виде прямых линий, кругов, овалов, квадратиков. В это время карапуза необходимо познакомить с ножницами. В норме, когда он в три года умеет разрезать лист бумаги пополам.
  5. От 3 лет до 4 лет. В работе используется вторая рука. Так, если ребенок рисует правой рукой, то левой уже придерживает лист, на котором рисует. Он способен раскрасить фигуры, слегка выходя за контур. Вполне может вырезать нарисованную крупную фигуру из бумаги. Ближе к четырем годам у него получаются красивые мелкие детали в рисунках.
  6. От 4 лет до 5 лет. Пальчиковая моторика почти идеальна. Малыш, играясь и применяя навыки рисования, пользуется не полностью всей рукой, а только кистью. Раскрашивание рисунков становится четче и линии уже не выходят за контур. При помощи ножниц он способен вырезать довольно сложные фигурки.
  7. От 5 лет до 6 лет. Движения руками скоординированы. Ручка или карандаш уже уверенно "лежат" в доминантной руке. Малыш умеет писать ровные палочки в определенном поле. Хорошо пользуется ножницами. Помимо развития моторики, следует задуматься об социальной общительности и воспитании самостоятельности. Для этой цели подойдет домашний питомец. Если ваш выбор падет на собаку, то советуем прочесть статью: .

Чем чревато отсутствие такого развития?

Недостаточный уровень навыков мелкой моторики тормозит процесс формирования речевых функций. Если не проводить занятия с карапузом, начиная с грудного возраста, то как последствие в дальнейшем возникнут проблемы с памятью, логическим мышлением. На сегодняшний день довольно много приспособлений, игрушек, занятий, которые способны помочь малышу. Родителям со своей стороны необходимо следить за этапами развития, дабы у ребенка в школе не было проблем с успеваемостью, так как недостаток развития мелкой моторики приводит к отсутствию концентрации внимания, повышенной утомляемости, а эти показатели неизбежно приведут к отставанию от сверстников.

Как развить мелкую моторику у детей?

Начиная с самого рождения, родители должны уделять время для развивающих занятий с малышом. Первая помощь будет во вкладывании в ладошки погремушки. Далее, необходимо давать ему потрогать разные ткани и фактуры. С 8 месяцев можно применять следующие методы развития.

Развитие мелкой моторики при помощи массажа

Проведение грамотного массажа на ладошках у грудничка это отличный вариант развития моторики. Для проведения сеансов массажа можно привлечь опытного специалиста или проводить разминание ладошек самостоятельно. Манипуляции начинаются с 3 месяцев. Для одного сеанса вполне достаточно 5 минут. Выполнять массаж следует в следующей последовательности:

  • ·аккуратно погладьте ладонь ребенка на протяжении минуты;
  • ·разотрите до тепла ладонь;
  • ·легкими постукивающими движениями своих пальцев пройдитесь по кистям и ладоням;
  • ·несколько раз сгибайте и разгибайте пальцы;
  • ·помассируйте каждый пальчик в отдельности.

Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр

Игра No1. Ладушки.

Все помнят такие слова "Ладушки, ладушки, где были у бабушки...". С помощью этой игры малыш научится выпрямлять еще рефлекторно скрученные пальчики и хлопать в ладоши.

Игра No2. Бусы

Доверьте ребенку перебрать пуговички, набранные на веревочку или бусы из мелких бусинок. Дети любят перебирать такие небольшие предметы своими маленькими пальчиками. В старшем возрасте можно предложить ребенку самостоятельно нанизать бусинки на нить или леску.

Игра No3. Крупы

Такая игра помимо моторики помогает осознать тактильные ощущения. В мисочку высыпать любые крупы, отлично подойдет гречка и рис. Дайте мисочку карапузу, пускай трогает руками, пересыпает крупу. Можно спрятать в мисочке с крупой, несколько мелких предметов, пусть малыш попробует их найти.

Игра No4. Золушка

После 3 летнего возраста разрешите ребенку помочь на кухне. Смешайте 3 вида крупы (горох, гречка, фасоль) пускай он разберет крупы в три разные мисочки.

Игра No5. Угадай-ка

Завяжите карапузу глаза и давайте в руки разные предметы, пускай угадывает, что у него в руках.

Уже с 7–9 месяцев можете предлагать ребенку цветную бумагу. Пусть он ее мнет, ощупает, рвет. В более старшем возрасте, учите его рвать бумагу полосками или создавать из нее аппликации. Чем меньше будут получаться кусочки оторванной бумаги, тем совершенней будет становиться мелкая моторика рук.

В возрасте 1–1,5 года покажите, как перелистывать страницы в какой-нибудь книжке. Намного увлекательней будет процесс, если книга будет с яркими картинками.

Упражнение No3. Создание погремушки

Вручите ребенку, пустую пластиковую бутылку, и предложите накидать в нее мелкие предметы. Это может быть фасоль, пуговицы или бусины. Высыпьте их на стол, пускай он их сам берет и кидает в бутылку. По окончании работы закрутите бутылку, пусть он поиграет получившейся погремушкой.

Развитие мелкой моторики при помощи занятий

  1. Рисование. Первоначально, это обучение держания карандаша в руках. Далее, рисование первых палочек, точек, обведение контуров разных предметов. После рисунки, буквы и т.д.
  2. Раскрашивание. Учите ребенка раскрашивать как крупные, так и мелкие предметы. В этих целях великолепно помогают раскраски, которые малышу уже можно покупать в 3 года.
  3. Лепка. Такое занятие подходит для любого возраста. Для занятия можно использовать пластилин, глину или тесто. Первоначально достаточно скатать шарик или полоску из пластилина. В увлекательную игру можно превратить и любое приготовление блюда из теста. Малыш с охотой поможет раскатывать и лепить тесто. Как интересно провести время с малышом и сделать памятные слепки узнайте из статьи: .
  4. Вырезание. Детские ножнички без острых концов можно вручить ребенку ближе к 3 годам. После того как он научится управляться с ними, подарите ему клей-карандаш и цветную бумагу. Создание аппликации поможет развить воображение.
  5. Вышивание. К 5–6 годам актуальным будет вышивать вместе с ребенком. Подробней об этом занятии в статье: .

Развитие мелкой моторики при помощи развивающих игрушек

  1. Игрушки для ловкости пальцев. Сделайте из пустых пластиковых бутылок разного размера и цвета игрушку. Главная идея в раскручивание и закручивание крышек на этих бутылках.
  2. Пуговицы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, раскрывать и закрывать молнии. Он это может делать на своей одежде или на вашей.
  3. Шнуровка. В этих целях можно использовать старый ненужный ботинок или сделайте макет со шнуровкой. Пусть малыш зашнуровывает и расшнуровывает шнурки или ленты.
  4. Мозаика. Главное условие – детали должны соответствовать возрасту. Так, маленьким карапузам можно предложить крупные детали. Взрослым можно приобретать мозаики с мелкими частями.
  5. Доска с предметами. Такая игрушка делается из кусочка фанеры и всевозможных приспособлений: включатель, защелка, дверные петли и другие детали, используемые в быту. Малыш с интересом их ощупывает, открывает, включает.
  6. Пазлы. Отличный вариант для развития мелкой моторики. Это могут быть большие пазлы, складывающиеся в детский коврик для самых маленьких. Для более старших, можно применять магнитные пазлы на холодильник. Ну а для школьного возраста подойдут стандартные бумажные пазлы со множеством деталей.
  7. Пирамидка. Такая игрушка развивает не только моторику, но и логику. Ведь кольца пирамиды необходимо сложить от большего к меньшему.
  8. Конструктор. Для детей старшего возраста подойдет конструктор с мелкими деталями. Такая игрушка тренирует развитие моторики, логику, усидчивость и много других навыков.

Если разобраться, то любая работа по дому может превратиться в развитие мелкой моторики для вашего ребенка. Тренировать маленькие пальчики и хватательные движения можно всевозможными способами, главное, проявить немного фантазии. Занимайтесь с ребенком рисованием, лепкой, раскрашиванием и в дальнейшем у вас не будет проблем с успеваемостью и развитием вашего ребенка.

Автор публикации: Леонид Гурьев

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней .

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж . Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев


  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка . Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.

С 5 до 7 месяцев


Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев


«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома . Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки»

Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МАУ ДО «ЦДОД «Радуга» город Пермь

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки» для детей 7-8 лет

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика- это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев.
1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Основная часть.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик


Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец


Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь!


Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.

Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Занятия с бумагой
Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга.
Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.
Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.
Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.
Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

В гости
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Список литературы
1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004.
2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год

Ольга Раевская

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики . Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент . Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий . Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

с использованием подручных материалов.

Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки» . Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы : игрушки из «киндер-сюрпризов» , детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу . Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая :

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль - получится объемная аппликация.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая :

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает :

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря :

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд :

Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами :

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою : что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи» . Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» , делая по шагу на каждый ударный слог :

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке :

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т . д. Интересное занятие для развития воображения , фантазии и мелкой моторики рук .

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами !

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме более внимательно.

Общее понятие

Моторика - это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности - бег или приседание.
  • Мелкая моторика - движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика - это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца - ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро - он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца - год - навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года - движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования - малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года - моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года - малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Низкий уровень развития моторики - чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом?

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, - 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, - «от большого к маленькому». В чем это выражается?

  • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу - можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
  • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
  • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж)

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже - сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

Игрушки

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами - для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, - отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы - пусть он их угадает.

Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное - слегка применить собственную фантазию.