Подготовка детей сирот к самостоятельной жизни. Программа подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот. этап - Организационный

  1. Организация воспитательной работы
  2. Модель путей осуществления поставленной цели.
  3. Критерии готовности детей к взрослой жизни

Введение.

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю. Социальные потрясения XX века стали причиной возникновения нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты -дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам.

По данным МВД России, в стране 2,5 миллионов детей-беспризорников, 700 тысяч инвалидов, 14 миллионов детей, у которых только один родитель, как правило, мать; растет число детей, рожденных вне брака.

90% воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами.

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью . Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей . Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым . При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным» . Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности . Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания . Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру .

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи :

  1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
  2. выстроить границы своего нового жизненного пространства .

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений . Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр .

Каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов? Это неопределенность их социального статуса . Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению . Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития . Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении .

Особенности психического развития , по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми . Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т . е . отношение к своему будущему . Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее . Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием . Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать . Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей . В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему . Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий, путей и способов их разрешения определена следующая цель.

Цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах;
  2. осуществлени медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития;
  3. внедрение разнообразных форм и методов совместной деятельности, направленной на формирование родственных взаимоотношений;
  4. формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи:

  1. Развивать различные формы устройства детей в семьи (приёмная, гостевая, опека, попечительство)
  2. Попытаться восстановить, либо компенсировать утраченные семейные связи.
  3. Укреплять родственные взаимоотношения, как основу для привития навыков самостоятельной семейной жизни.
  4. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни, созданию в будущем своей благополучной семьи.
  5. Создавать условия для подготовки воспитанников к трудовой деятельности. Организовывать профориентационную работу.
  6. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.
  8. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.
  9. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности в формировании родственных взаимоотношений.

Методы для решения поставленных задач:

  1. теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
  2. изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
  3. опытно-экспериментальная работа,
  4. эмпирические методы, (беседы, наблюдение, анкетирование, сочинение, тестирование, методы диагностики, прогнозирование, моделирование ситуации, анализ педагогического опыта, продуктов деятельности,).

Способы решения поставленных задач.

  1. коррекционный. Основными задачами являются: корректировка показателей моделей деятельности участников воспитательного процесса; внесение изменений: в коммуникативные процессы, в инструкции и методики, в программу дополнительного социального воспитания в детском доме.
  2. конструктивно-организационный : создание личностных и коллективных условий воспитания социальной компетентности у воспитанников и повышения профессионального мастерства воспитателей (изменение режима дня, регламента воспитательного процесса, отработка взаимосвязей со школами и другими учреждениями социальной инфраструктуры, проведение мероприятий по оптимизации воспитательного процесса, дополнительных исследований проблем, сдерживающих процесс воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома и т.д.)
  3. итогово-диагностический . В задачи которого входит анализ тенденций изменения квалиметрических показателей, заложенных в модели деятельности участников воспитательного процесса; определение эффективности предыдущего этапа: экспертный анализ; анализ развития групповых процессов на основе индивидуальных показателей воспитанников; анализ на основе показателей модели социально-компетентной деятельности выпускника; педагогический анализ.

Показателем эффективности осуществления воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома является увеличение числа детей, имеющих оптимальный уровень социальной компетентности. Положительная динамика изменения результатов свидетельствует о конструктивном влиянии реализации предложенной нами педагогической технологии на процесс адаптации подростков к взрослой жизни, на формирование их нравственно-моральных качеств.

Организация воспитательной работы должна идти поэтапно:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы, накопление эмпирического материала; определение цели обобщение полученного материала; разработка методики опытно-экспериментального исследования; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение новых программы; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов.

Для решения поэтапно данной проблемы необходимо:

1. медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнить понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявить и охарактеризовать основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно- практическая;

4. Определить условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Энговатова

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Многие авторы жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных).сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье. Внимание исследователей, в основном, направлено на решение таких вопросов, как: кому отдать предпочтение в воспитании будущего семьянина - семье или школе, и как в рамках школы готовить будущего семьянина. Проблеме подготовки к самостоятельной семейной жизни детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, в педагогике внимание практически не уделялось. Лишь в работах И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан,

Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. На наш взгляд, недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий и нашей исследовательской установки на поиск новых путей и способов их разрешения определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в закрытой социально-педагогической системе.

Цель исследования состоит в выявлении и экспериментальном обосновании организационно-педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Объект исследования - процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий: создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах; осуществление медико – социально - психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; внедрение разнообразных форм совместной деятельности братьев и сестёр, направленной на формирование родственных взаимоотношений; формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.

3. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

4. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности братьев и сестёр в формировании родственных взаимоотношений.

Организация исследования:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; накопление эмпирического материала; определение цели, объекта предмета, гипотезы и задачи исследования; обобщение полученного материала; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение программы «Семья»; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов, оформление результатов исследования.

Новизна исследования заключается в следующем: - теоретически разработаны и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях семейно-родственных групп детского дома, проявляющиеся в совместном проживании братьев и сестер малыми семьями в отдельных помещениях-квартирах, максимально приближенных к домашним, постоянный состав воспитателей, наличие психологической службы, развивающей предметно-игровая среды, наполненной предметами домашнего быта;

Обоснована роль семейно-родственной группы для совместного проживания братьев и сестер в условиях детского дома как эффективной среды в процессе подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, которая служит формированию и укреплению родственных чувств и привязанности, мягкой адаптации к новым условиям;

Выявлены содержание, формы и виды совместной деятельности братьев и сестёр в формировании родственных взаимоотношений (трудовая, игровая, учебная, досуговая, спортивная, общественная и другие виды деятельности), в основе которой единое жизненное пространство, единые правила и требования, традиции, выработанные этой семьей;

Раскрыта сущность и содержание этапов медико-социально-психолого-педагогического сопровождения развития воспитанника, как специально организованной службы помощи и поддержки детей-сирот в подготовке к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома и направленной на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически обоснована необходимость медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнено понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявлены и охарактеризованы основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно-практическая;

4. Определены условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная в нем модель службы комплексного сопровождения развития воспитанников, апробированная в детском доме, а также разработанная система организационно-педагогического обеспечения процесса подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, включающая комплексную программу «Семья», целевые авторские программы процесса подготовки воспитанников к будущему могут быть широко использованы в системе социально-педагогических учреждений. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие социальной педагогики: разработаны авторские программы по психолого-педагогической поддержке детей-сирот «Защити меня», а также программа «Здоровье». Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены опорой на теоретические положения философии, педагогики и психологии; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; этапным характером, результатами опытно-экспериментальной работы и личным участием диссертанта в разработке готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома:

1. Организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: организация социально - педагогической среды в условиях семейно-родственных групп; осуществление медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; внедрение совместной деятельности братьев и сестёр, направленной на формирование родственных взаимоотношений; формирование правильного представления о семье как о культурной ценности.

2. Модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома, содержащая цель, задачи, критерии деятельности, кадровое и методическое обеспечение.

Совершенно очевидно, что тех средств, влияния на детей, которыми обладает семья, лишена обстановка специализированного детского учреждения.

В детском доме сложилась особая структура детского коллектива - семейно-родственная группа, состоящая из нескольких семей, генетически являющимися братьями и сестрами.

Жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитие ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям.

Наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания детей» родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, именно поэтому специалисты детского дома руководствуются следующими требованиями к условиям жизнедеятельности:

Развивающая предметно-игровая и природная среда;

Семейно-родственные группы - наиболее эффективная среда в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Группы воспитанников сформированы с учетом родственных связей по принципу дружеской привязанности, психологической совместимости, состояния здоровья.

Важнейшая задача коллектива детского дома - не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи. Необходимо также помочь восстановить коммуникативные связи детей, без чего сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности - трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. Это имеет многоликое проявление.

Необходимость выполнения главной задачи - укрепления родственных взаимоотношений и подготовки детей к самостоятельной семейной жизни -привела к разработке программы «Семья». Цель программы: подготовка воспитанников к семейной жизни. Программа нацеливает на решение многих задач, включает в себя разнообразные методы, приемы и формы работы с воспитанниками.

Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений, как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников: трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную, а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.

Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). Общие интересы объединяют братьев и сестер, сплачивают и укрепляют их отношения, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувства взаимоценности, что так необходимо для совместного проживания.

Анализ данных экспериментальной работы позволил сделать вывод: программа воспитательной деятельности детского дома, основанная на совместном проживании детей-родственников, стала обеспечивать более высокий уровень социализации личности, который характеризуется ярко выраженной направленностью на многостороннее развитие личности воспитанника в различных сферах жизнедеятельности.

В ходе обследования применялись следующие методы научно-практического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, ранжирование, создание воспитывающих ситуаций и др.

С воспитанниками детского дома было проведено исследование на предмет изучения:

Представления детей о семье;

Значимых потребностей и тревог;

Привязанности между братьями и сестрами;

Преобладающего эмоционального состояния;

Самооценки детей 10-12 лет на умение решать простейшие жизненные задачи;

Социальной адаптации;

Социального статуса;

Склонности к асоциальному поведению (побегам, бродяжничеству, кражам);

Уровня воспитанности.

Проведённый констатирующий эксперимент показал результаты низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни:

Ограниченные представления детей о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи;

Слабые привязанности между детьми -родственниками;

Низкая самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач;

Повышенный уровень состояния правонарушений среди воспитанников;

Низкий уровень воспитанности;

Неблагополучное состояние эмоциональных связей в межличностных отношениях детей;

Низкий уровень социальной адаптации к новым жизненным условиям воспитанников;

Неблагополучное эмоциональное состояние вновь поступивших детей (тревожность, страхи, агрессия и т.д.).

Для более углублённого изучения уровня подготовки к самостоятельной семейной жизни воспитанников детского дома был проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого была проведена комплексная диагностика воспитанников, направленная на изучение их личностных проявлений, в частности, уровня социальной адаптации, позволяющая выявить их готовность к будущей семейной жизни.

В результате многолетней работы коллектива детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни стала наблюдаться положительная динамика.

В ходе эксперимента была проведена промежуточная и заключительная диагностика, которая показала следующие результаты:

Значительно расширились представления детей о семье, её функциях;

Улучшились отношения между детьми-родственниками и взрослыми;

Повысился уровень воспитанности детей-сирот;

Повысилась самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач;

Важным этапом в решении проблем была проведенная психокоррекционная и воспитательная работа. Результаты диагностических ^ исследований помогли определить направления работы с детьми.

Это разнообразные формы и виды коррекционной работы, направленные на снятие страхов и повышении уверенности в себе, на снятие агрессии и ослабление негативных эмоций, на развитие умения чувствовать настроения других и сопереживать окружающим, на развитие положительных эмоций и снятие психоэмоционального напряжения детей, на развитие социально адаптированного поведения, формирование положительных представлений о семье, на укрепление родственных взаимоотношений между братьями и сестрами.

Итогом всей проведенной опытно-экспериментальной работы стало значительное повышение уровня результативности работы детского дома по всем направлениям.

Заключение.

Проблема подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома настолько актуальна, что в объеме одного исследования не представляется возможным осветить все её стороны. Исходя из этого в работе мы выделили наиболее существенные актуальные вопросы данной проблемы и попытались раскрыть те из них, которые, на наш взгляд, наименее рассмотрены в современной педагогической науке. Сформированы основные результаты исследования, целью которого являлось выявление и экспериментальное обоснование организационно-педагогических условий в семейно-родственных группах детского дома.

Проведенные исследования позволили сделать следующий вывод о том, что ухудшение условий жизни общества привели к усилению кризисных явлений в семье и способствовали формированию негативных тенденций, в том числе и к резкому росту социальной дезадаптации детей. В сиротские учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для его психического и физического развития.

Ребёнок-сирота требует специфических методов организации воспитательного процесса. Основной идеей воспитания является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.

Существующая система воспитательного процесса в сиротских учреждениях имеет определённые недостатки. Учреждение, призванное выполнять функцию замены семьи для несовершеннолетнего ребёнка, не всегда в полном объёме с нею справляется. Прежде всего, это заключается в гиперопеке ребёнка в стенах учреждения. За него многое решается и делается взрослыми. Строгий режим дня, постоянный контроль над действиями ребёнка, приготовление пищи, выдача вещей - всё это является причиной отсутствия у ребёнка инициативы, поисковых форм поведения, ответственности и самостоятельности, а, самое главное, не формирует социальную готовность ребёнка к самостоятельной жизни.

В ходе изучения выявлено, что основным путём оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам с трудностями в обучении, общении, поведении должен быть путь последовательной социальной интеграции их в нормально развивающуюся среду сверстников. Большая роль в этом процессе принадлежит взаимосвязанной деятельности всех сотрудников детского дома.

Ребёнку-сироте уже на самых ранних этапах онтогенеза требуется индивидуальное социально-психологическое сопровождение его развития, в основе которого должны быть мероприятия по развитию и коррекции психических функций и эмоционально-личностной сферы, социальной адаптации и подготовка к будущей самостоятельной жизни.

В исследовании мы придерживаемся теории В.С.Басюка, как метода определения сопровождения, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Анализ сложившейся практики сопровождения позволяет выделить пять основных областей деятельности служб:

Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;

Решение социально-эмоциональных проблем; преодоление затруднений в учебе;

Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации.

Психологическое сопровождение службы представлено педагогом-психологом; медицинская служба - педиатром, невропатологом, стоматологом, медицинскими сестрами, медицинской сестрой по физиотерапии и массажу; социальная - социальным педагогом; педагогическая - воспитателями, логопедом, дефектологом.

Деятельность службы сопровождения развития воспитанников в детском доме направлена на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Как показало наше исследование, совершенно очевидно, что тех средств влияния на детей, которыми обладает семья, лишена обстановка специализированного детского учреждения.

Несомненно, что такая организация жизнедеятельности воспитанников, в основе которой семейность, благотворно сказывается на психологическом состоянии детей.

Проживание братьев и сестер ставит перед коллективом детского дома непростую задачу - формирование родственных чувств в подготовке детей к самостоятельной семейной жизни. Все аспекты жизнедеятельности детского дома направлены на решение этой задачи.

В исследовании раскрывается понятие «семейно-родственные группа», как группа детей из нескольких семей, генетически являющимися братьями и сестрами.

Такая группа не является «закрытой», изолированной, дети в свободное время, в период занятий по интересам бывают в других семьях. Это позволяет им найти себе партнера, как по уровню развития, так и по содержанию деятельности, расширяет круг общения детей. С помощью условий, созданных в детском доме, задача педагогов воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.

Совместное проживание братьев и сестер в семейно-родственных группах в условиях детского дома - наиболее оптимальная среда для формирования родственных чувств в подготовке детей к самостоятельной семейной жизни. Адаптация воспитанников в новых условиях в значительной мере зависит и от качества человеческих связей и отношений, в которые включается ребенок.

Мы пришли к выводу, что жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитие ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям.

В исследовании доказывается, что наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания детей-родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, именно поэтому специалисты детского дома руководствуются следующими требованиями к условиям жизнедеятельности:

Совместное проживание братьев и сестер;

Постоянство состава воспитателей, его ограниченность;

Наличие психологической службы;

Развивающая предметная и природная среда;

Открытость и взаимодействие с широким социумом.

Важнейшей задачей коллектива детского дома не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи. Необходимо также помочь восстановить коммуникативные связи детей, без чего сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности - трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Выполнение главной задачи - укрепление родственных взаимоотношений и подготовки детей к самостоятельной семейной жизни привела нас к необходимости разработки программы «Семья» (1999 г.) Цель программы: подготовка воспитанников к семейной жизни. Программа нацеливает на решение многих задач, включает в себя разнообразные методы, приемы и формы работы с воспитанниками.

Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений как части подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников (трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную), а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.

В ходе обследования нами применялись следующие методы научно -практического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, создание воспитывающих ситуаций и др. Проведённый констатирующий эксперимент показал результаты низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Формирующий эксперимент включал в себя психокоррекционную и воспитательную работу.

В результате многолетней работы коллектива детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни стала наблюдаться положительная динамика: значительно расширились представления детей о семье, её функциях;

Улучшились отношения между детьми - родственниками и взрослыми;

Снизился уровень тревожности, страхов, неуверенности, агрессии;

Повысился уровень воспитанности детей - сирот;

Снизился уровень правонарушений среди воспитанников, исчезли случаи побегов и бродяжничества;

Повысилась самооценка воспитанниками в решении простейших жизненных задач;

Стабилизировалось эмоциональное состояние воспитанников в новых жизненных условиях;

Повысилась учебная мотивация и социальный статус воспитанников в школьном социуме.

Список литературы:


1.Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Отв. ред. Г.М. Иващенко. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2002. - 96 с.

2.Прихожан A.M., Толстых H.H. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах (дошкольного и младшего школьного возраста). М.,1986. - 29 с.

3.Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986.- С. 12-42.i172.Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л.М. Шипициной., СПБ, 1996. 57 с.

4. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2001.

Программа подготовки воспитанников школы- интерната

к самостоятельной жизни.

Пояснительная записка.

Вопросы социально-правовой подготовки выпускников-сирот к самостоятельной жизни в обществе и в настоящее время стали особенно актуальны. Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач жизнеустройства.

Поэтому возникла необходимость создания программы, направленной на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

За основу была взята программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мы сами» и программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни Сидоровой Л. К.

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уставом образовательного учреждения. Содержание программы разрабатывалось на основании принципов: гуманистической направленности, демократизма (право каждого ребенка на выбор своей траектории развития), детоцентризма (приоритетность интересов ребенка), системности (предполагает преемственность знаний), сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых), природосообразности и деятельностного подхода.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через развитие следующих способностей и формирование следующих навыков:

– развитие способностей понимать себя и других;

– развитие способностей прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;

Развитие активной гражданской позиции;

– формирование навыков самостоятельного проживания и взаимодействия с разными социальными группами и институтами.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

    развитие коммуникативных навыков;

    семейно-экономическое;

    гражданско-патриотическое и правовое;

    профориентация;

    культурно-нравственное;

    формирование социально-бытовых навыков.

При реализации данной программы необходимо тесное взаимодействие всех структур образовательного учреждения, участвующих в воспитательном процессе: воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При этом дети должны быть активными участниками реализации программы. Для этого необходимо постоянно поддерживать мотивацию на участие в занятиях.

Занятия проводятся с 1 по 9 классы по всем вышеперечисленным направлениям в соответствии с возрастными особенностями. Воспитательный и коррекционный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту в духовном, физическом и социальном становлении.

Коммуникативные навыки

Компетенции

Уступать друг другу, разговаривать спокойно, выполнять просьбы взрослых, оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть приветливым доброжелательным, иметь навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

Иметь понятие о «толерантности», быть терпимым к окружающим, обладать навыками бесконфликтного общения; быть уверенным в общении; понимать, что такое дружба, уметь поддерживать друг друга.

Владеть навыками эффективного общения (вербального и невербального); иметь представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; виды общения (деловое, свободное, игровое и т. д.). Отношение к неприятностям и неудачам. Уметь использовать различные формы общения (беседа, дискуссия)

Семейно-экономическое воспитание

Компетенции

Знать свою фамилию, имя, братьев, сестер, других родственников. Полоролевую принадлежность мальчиков и девочек. Через сюжетно-ролевые игры уметь пользоваться деньгами, совершать самостоятельные небольшие покупки.

Родословная. Корни семьи. Отличительная роль юношей и девушек в обществе. Что такое дружба, что такое любовь. подростковый возрастной кризис. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благосостояние семьи.

Формирование представлений о семейной жизни. Теории выбора брачного партнера. Функции семьи. Семейные проблемы и радости. Рождение детей. Экономика семьи.

Компетенции

Понятие Родина, малая Родина. Традиции, природа, мировоззрение своего народа, исторические факты. Честность как норма культурного человека. Уважительность к общественной собственности. Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.

Знание Родины, ее истории, гордость за свою страну. Конституция РФ. Экономические, социальные и культурные права человека.

Человек как патриот своей страны. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Правовая культура.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

Профориентация

Компетенции

Участие в ролевых играх. Знание профессий шофера, продавца, воспитателя, учителя, врача, швеи, повара, строителя и т. д. Чествование взрослых в день их профессионального праздника.

Диагностика склонностей, интересов, способностей к той или иной профессии. Предварительный выбор профессии.

Осознанный выбор профессии. Реализация программы «Как научиться выбирать профессию» Посещение предприятий. Углубленное изучение профильных предметов. Выбор учебного заведения.

Культурно-нравственное воспитание

Компетенции

Поведение за столом: умение пользоваться приборами, салфеткой, эстетика приема пищи. Поведение в общественных местах. Культура чтения. Знание шедевров мировой художественной и музыкальной коллекций. Общие сведение об этикете, соблюдение правил этикета при общении с окружающими.

Посещение музеев, картинных выставок, знакомство с классической музыкой. Поведение в группе, выбор группы. вербальные и невербальные этикетные знаки. Жесты, мимика, тон, позы и др.

Социально-бытовое воспитание

Компетенции

Уметь обращаться с бытовыми приборами: телевизор, холодильник, пылесос, утюг, стиральная машина и т. д. Знать правила уборки помещения, уметь убрать за собой и товарищами. Уметь готовить простейшие блюда: заварить чай, сделать бутерброд, простой салат. Уметь обратиться в случае необходимости за помощью к прохожему, милиционеру.

Правила стирки, ухода за одеждой (умение штопать, гладить, вязать). Правила сервировки стола, приготовление простейших вторых блюд и салатов. Уметь выполнять элементарные работы по дому: забить гвоздь, покрасить поверхность. Уход за мебелью. Социальные институты: поликлиника, администрация, банки, почта, пункты приема платежей – знать их назначение.

Стремиться самостоятельно выполнять бытовые дела. Иметь навык консервирования, приготовления мясных, рыбных блюд. Делать своими руками простейшие ремонтные работы техники, жилища. Уметь самостоятельно обратиться в необходимые социальные институты. Знать, куда обратиться за помощью в случае необходимости получения жилья, льгот. В случае необходимости уметь самостоятельно осуществлять платежи по коммунальным услугам, обратиться в поликлинику, банк и т. д.

Государственное образовательное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

"Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И.Горшкова"

Программа

подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Средством формирования у воспитанников детских домов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

Основные направления готовности:

  • 1) развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания;
  • 2) овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка, представляющие собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов;
  • 3) формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • 4) формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.
  • 5) комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.
  • 6) создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяет каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.
  • 7) создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.
  • 8) развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения. Взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Инновационные процессы в образовательных учреждениях интернатного типа свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Интересным и новаторским в этом плане являются:

  • 1) опыт создания реабилитационных центров с целью постинтернатной адаптации выпускников детских домов;
  • 2) расширение сотрудничества педагогических коллективов детских домов с коллективами ученых по решению проблем детей, имеющих отклонения в здоровье и психическом развитии;
  • 3) осуществление подготовки и переподготовки кадров с учетом требований новой практики и потребностей детей и их педагогов.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

  • - развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;
  • - создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;
  • - внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;
  • - внедрение здоровье сберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;
  • - расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;
  • - предоставление ребенку-сироте личностно значимого образования;
  • - укрепление экономической самостоятельности учреждений;
  • - создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;
  • - разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;
  • - внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;
  • - установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы.

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, авторизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная авторизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной авторизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде ровна.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:

  • 1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
  • 2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
  • 3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации, являются:

  • 1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
  • 2. способность к самоопределению;
  • 3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:

  • - создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
  • - коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе, социальную адаптацию;
  • - развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
  • - предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;
  • - пролонгированный характер сопровождения после выпуска.

С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий. Такими показателями, на наш взгляд, могут являться:

  • - сформированность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений;
  • - овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;
  • - развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

При выходе из детского дома воспитанник получает необходимый набор документов: (свидетельство о рождении, паспорт, справку о пребывании в детском доме, состоянии здоровья, свидетельства о родителях, других родственниках, документы, подтверждающие право на имущество, жилую площадь и пр.), а также телефоны и адреса государственных органов, которые должны помочь молодому человеку устроиться в дальнейшей жизни.

К процедуре выпуска воспитанников администрации детских домов подходят очень тщательно. Для каждого из них назначается социальный педагог или инспектор по делам несовершеннолетних, который курирует дальнейшую жизнь молодого человека. Конечно, самым острым вопросом, помимо жилищного, является устройство на работу. Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который зачастую не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, смог успешно устроиться на работу. На данном этапе очень важно, чтобы юноша или девушка четко знали свои права и могли грамотно ими пользоваться. Для этого в детских домах готовят детей к выпуску, практически во всех учреждениях вместе с необходимыми документами и справочными адресами выдают специальные памятки выпускника -- подборки, своеобразные справочники законодательных и нормативно-правовых документов. В данные справочники обязательно входят разъяснения или официальные документы, где перечислены все права и льготы выпускников детских домов.

Решением одного из главных вопросов для несовершеннолетнего выпускника детского дома становится трудоустройство. Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).

Органы занятости обязаны:

  • 1) принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
  • 2) провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
  • 3) при необходимости направить на бесплатное обучение с целью получения определенной профессии;
  • 4) зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
  • 5) направлять на общественные и временные работы;
  • 6) предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей детского дома должны быть направлены на:

  • - расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников детского дома социальными образцами;
  • - учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;
  • - повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;
  • - включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;
  • - сочетание индивидуальных и групповых занятий;
  • - моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;
  • - учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;
  • - моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

Наталья Лаврова
Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения

«Комплексная подготовка детей-сирот и детей »

Работа содержит методические рекомендации по комплексной подготовке детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения . В работе выделены проблемы профессиональной Определен ряд направлений и практических решений, направленных на формирование , оставшихся без попечения родителей. Представлены педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту. Определен спектр педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников. Как метод моделирования социальных отношений предложены игровые технологии. Работа содержит методические рекомендации по разработке имитационных игр, ситуационно – ролевых игр, дидактической игры. Работа будет интересна социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений , педагогам – психологам, педагогам – организаторам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С внедрением ФГОС от учреждений профессионального образования требуется не только подготовка грамотных специалистов, но и формирование у обучающегося осознания себя как члена социального и профессионального сообщества. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме , обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения , самореализации и самоутверждения . Однако процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривается в контексте целенаправленного создания условий для развития личности ребенка. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из образовательного учреждения , где детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были созданы интернатные условия . Если ранее все возникающие у воспитанников из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, проблемы решали педагоги, специалисты и сотрудники образовательного учреждения , то после выпуска данная категория лиц остается с возникающими проблемами один на один. Наиболее важные из этих проблем следующие :

1. Проблема здоровья. Исследования показывают, что среди сирот нет совершенно здоровых детей . Их физические и психические нарушения связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Лишение детей материнской заботы , с последующей психической депривацией, в учреждениях государственного воспитания, сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот , наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.

2. Проблема интеграции и социальной адаптации. Важное значение, в адаптации и интеграции детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, имеет правильная и рациональная организация их профессионального обучения, способствующая повышению их уровня конкурентоспособности на рынке труда. Исходя из понимания положения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям главной задачей является – организация системы воспитания и обучения имеющая цель комплексной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к полноценной самостоятельной жизни после выхода из образовательного учреждения .

Решение этой задачи предполагает : удовлетворение потребности детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности; разработка и внедрение новых методов обучения.

В жизненном и профессиональном самоопределении выпускники , из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием жизненного опыта , который другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Педагоги могут помочь данным обучающимся сформировать комплекс качеств , благодаря которым, они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.

К таким качествам можно отнести :

Информированность и соотнесение информации со своими особенностями;

Умение принимать решение;

Умение планировать;

Положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь :

Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. ;

Несформированность потребности и способности трудиться;

Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни , отношений собственности;

Отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье , тесных эмоциональных отношений;

Отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды , из которой большинство из них происходит; специфическая субкультура низкого уровня;

Плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Данным выпускникам характерны :

Ограниченность знаний, познавательная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса ;

Равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивация к их освоению;

Отсутствие стремления проявить себя;

Недостаток критичности; завышенная или заниженная самооценка , неадекватность уровня притязаний;

Повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество) ;

Недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;

Иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

Отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт ;

Неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит эмоциональных отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у данных воспитанников низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни , либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Работа должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденции предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Для успешной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира.

Самое главное – это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что вчерашние выпускники, которые не смогли адаптироваться и социализироваться в обществе, скорее всего, начнут вести асоциальный образ жизни , а это – повышение уровня преступности, рост числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, повышение психологической напряженности в обществе, увеличение числа малоимущих и нищих, рост числа членов общества, имеющих какие-либо девиации в поведении.

Цель методической разработки – информирование педагогических работников о существующей проблеме, создание условий для внедрения педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников.

Задачи :

1. Представить теоретические основы по выбранной теме, обозначить ее актуальность;

2. Определить проблемы, возникающие при работе по подготовке обучающихся из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни ;

3. Представить методический материал для работы.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения .

Профессиональная социализация личности, представляет собой развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая включает не только профессиональные знания, умения и опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, но и определённую систему ценностей в соответствии с назначением и смыслом профессии, а также нормы поведения и взаимоотношений.

Современные нестабильные социально-экономические условия , характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал» . Станет ли будущий выпускник успешным человеком, зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.

Результат успешной социализации – это интеграция человека в профессиональное сообщество и общество. Профессиональная социализация достаточно длительный процесс, и чем лучше воспитанник будет подготовлен к этому процессу , тем успешнее у него сформируется система профессиональных и ценностных ориентаций. Стратегическое планирование индивидуальной биографии становится наиболее актуальным для воспитанника. В связи с этим ключевыми становятся такие ориентиры, как «социальная успешность» личности во всех её проявлениях. В связи с этим в учреждениях СПО особое значение отводится формированию социальных компетенций , творческих компетенций , компетенций самосовершенствования . Кардинальные социально-экономические преобразования в стране , рыночные отношения, введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия профессиональной подготовки личности . Приоритетными являются следующие направления подготовки воспитанников :

Развитие личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно способностям , интересам и возможностям, а также потребностям общества;

- подготовка детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

Развитие предприимчивости, самостоятельности , ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности, порядочности;

Формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

Вовлечение воспитанников в реальные производственно - экономические отношения;

Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая и т. д.) .

1.2. Формирование жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, как фактора подготовки и к самостоятельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств :

Недостаточная разработанность теории и практики педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, часто направленных на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера ;

Педагоги, психологи, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного, теоретического и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Многие авторы, изучающие данную проблему, отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое и будущее со своими целями, ценностными ориентациями, возможностями.

Традиционная система педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей нуждается в переосмыслении с позиции личностно-ориентированного подхода, что должно создать в образовательном учреждении условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом воспитательном учреждении , подготовку к созданию семьи , продолжению образования , профессии.

В развитии психолого-педагогической теории жизненного планирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода :

Первый, определяющий жизненные планы как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума;

Второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни , отражающий понимание, переживания, предметные действия в конкретных социальных условиях .

Формирование жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать, как один из важнейших механизмов самоопределения , действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни , рассчитанных на перспективу практического освоения детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов , важно включаться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования : актуальности, рациональности, реалистичности и контролируемости. При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию обучающихся, необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самостоятельному поиску и отбору информации.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Имитационная игра, как метод моделирования социальных отношений.

При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию воспитанников необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самореализацию , самовоспитание , самостоятельному поиску и отбору информации.

Спектр используемых технологий довольно широк :

Групповые технологии обучения – повышают эффективность усвоения содержания программ учебных курсов, способствуют формированию коммуникабельной, толерантной личности, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе;

Игровые технологии обеспечивают освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве;

Технология проблемного обучения ведет к освоению способов самостоятельной деятельности , развитию познавательных и творческих способностей;

Технологии перспективно-опережающего обучения способствуют формированию общекультурных компетентностей , ситуации успешности для каждого воспитанника;

Проектные технологии создают условия , способствующие осмыслению накопленного материала, самореализации , творчества и исследовательской деятельности;

Исследовательские технологии помогают в обучении основам исследовательской деятельности, способам получения информации и работы с различными источниками, способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу. Данные технологии часто применяются при подготовке проектов , выполнении лабораторных работ;

Информационные технологии обучают работе с разными источниками информации, в том числе компьютерными .

Из вышеперечисленных технологий следует обратить внимание на игровые технологии, т. к. именно они позволяют воспитанникам в воображаемых условиях не только реализовать определенную деятельность, но и имитировать, «проживать» различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, ситуаций, отношений. Как метод моделирования социальных отношений можно разработать имитационную игру.

В имитационной игре должны быть выполнены следующие положения :

1. Наличие объекта игрового моделирования : им может быть – первый день на работе, встреча с юристом по поводу оформления документов, разговор с работодателем, собеседование при приеме на работу и т. д.

2. Соревнование : в игре всегда действует несколько игровых групп, между которыми разворачивается состязание, как за лучшее выполнение задания, так и в демонстрации сплоченности игровой группы. Система оценивания позволяет выявить игровую группу, успешно решившую основную задачу игры, поощрить работавших быстро, дружно, проявивших доброжелательность и чувство юмора.

3. Конфликт : в игре конфликт запрограммирован тем, что задача, которую должна решить игровая группа является сложной – требуется освоить новый материал и творчески его применить в неожиданной ситуации.

4. Роли : в игре используются самые разные роли, которые необходимо распределить между участниками игры, максимально учитывая их способности, устремления и состояния.

5. Взаимодействие : четкий сценарий и схема игры обеспечивают готовность игровых групп к контакту друг с другом в дискуссиях, к экспертизе. Защите и оппонированию своих и чужих идей, предложений, решений, поступков.

6. Подведение итогов : в игре работают эксперты, компетентное жюри , консультанты (педагоги, психологи, в задачу которых входит оценка деятельности участников игры.

7. Игровое последействие : оно проявляется в социально – психологическом климате группы, коллектива. Иногда имеют место негативные последствия. Чаще всего это связано с распределением призовых мест, награждением победителей. В этом случае педагогу необходимо использовать игротехнические приемы релаксации, чтобы снять напряжение с участников игры.

2.2. Ситуационно – ролевая игра

Основная идея заключается в том, что индивидуальное решение воспитанников, принимаемое им в конкретной ситуации (прием на работу, знакомство с коллегами, распределение бюджета и т. д.) соотносится с коллективным (5-7 воспитанников) решением и сравнивается с эталонным решением, которое предлагает ведущий. Предложенную ведущим ситуацию, решает вначале каждый участник, а затем участники, объединившись по 5-7 человек, принимают командное решение. При подведении итогов обращается внимание на характер взаимодействия в игровой подгруппе при обсуждении и принятии решения, на психологическую совместимость членов команды, борьбу за лидерство и т. д.

2.3. Дидактическая игра.

Дидактическая игра используется для обучения конкретным навыкам. Например, если мы хотим сформировать навыки делового общения, повысить уровень коммуникативной культуры воспитанников, то можно использовать следующий алгоритм, который называется «Вертушка общения» . Игрок получает маршрутный лист, из которого можно понять, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Тема диалога может быть из любой области будущей самостоятельной жизни . Главное заложить в неё некое противоречие, спорный вопрос. Главное чтобы участники имели разную точку зрения на данную проблему, вопрос. Результаты договоренности фиксируются на специальном бланке и заверяются подписями всех «договорившихся» сторон. Если кто-то из участников «Вертушки общения» отказывается поставить свою подпись на бланке, не видя возможности отказаться от своей точки зрения, то он получает 0 баллов, но и с его собеседника снимается 2 балла за неумение убеждать. Далее следует пересадка. И снова диалог, решение, подписи. Диагностика участников заключается не в фиксации баллов и тех участников, которым удалось убедить других в правильности своих взглядов, а в эмоциональной реакции и поведении участников игры во время делового общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном процессе современного образовательного учреждения является компетентностный подход . Перед педагогами ставятся задачи формирования компетенций воспитанников , как необходимого условия их самореализации . Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности , который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Поставленная перед образовательным учреждением задача подготовка квалифицированного , конкурентного специалиста, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в сложных областях деятельности. Все больше возникает потребность в формировании у выпускников способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы , самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Подготовить выпускника к самостоятельной жизни – это не только подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления , инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Для успешной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира. Как метод моделирования социальных отношений, включающий в себя процесс «проживания» определенных ситуации, в данной работе предложено использование педагогам имитационных игр.