Все родители стремятся предугадать профессиональное будущее ребенка. Предлагаем Вам тест, с помощью которого можно определить, какими способностями обладает Ваш ребенок, чтобы, зная их, Вы смогли сформировать у него необходимые профессиональные интересы.
Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик.
Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.
I. Интеллектуальные способности
1. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
9. Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.
10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новбе и неожиданное.
II. Художественные способности
1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видитхорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.).
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.
III. Музыкальный талант
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
IV. Способности к занятиям научной работой
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью в понимании абстрактных понятий, в установлении обобщений.
4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т. д.).
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
V. Литературное дарование
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.
VI. Артистический талант
1. Легко входит в роль персонажа, другого человека и т. д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VII. Технические способности
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях, движется легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (игра в хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми «областей» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3–4 наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т. п.).
Наилучший результат можно получить, если сразу несколько взрослых членов семьи одного и того же ребенка независимо друг от друга дадут касающиеся его ответы на данные утверждения.
В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №29
Тест-анкета
Музыкальный руководитель:
Феллер Е.И.
г. Яровое
«Как определить талант вашего ребенка…»
В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей. (Тест-анкета взята из книги Л. Хахалина).
Музыкальные способности (5 признаков)
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
Технические способности (5 признаков)
У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:
Способности к научной работе (5 признаков)
У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:
Артистический талант (7 признаков)
Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:
Незаурядный интеллект (9 признаков)
У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
Спортивный талант (8 признаков)
Не сердитесь на Вашего шалуна - просто у него спортивный талант:
Литературное дарование (5 признаков)
У Вашего ребенка литературное дарование, если он:
Художественные способности (6 признаков)
Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
Познакомившись с этими "признаками опознания" таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).
Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).
Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.
Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.
А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и проявляться бурно и ярко.
Большинство родителей хочет видеть своих детей кем-то в будущем. И, прежде всего, уделяется пристальное внимание выбору пути, профессии, карьеры.
Родители часто пугают детей – вот не будешь хорошо учиться, будешь улицы мести. Само по себе желать успеха своему ребенку и счастья – это проявление заботы, внимания и ответственности.
И возникает вопрос, а какой смысл в это, вкладывают сами родители.
Есть два основных подход а. Первый путь количества – это попытка вложить как можно больше в ребенка – знаний и с лучшими репетиторами, водить во все подходящие, на ваш взгляд, кружки.
Второй подход качества – вдумчивый подход и проявление внимания, к чему у ребенка склонности, какие особенности характера и соответственно разумный выбор.
Помните сюжет из замечательной книги Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Главному герою было уготовано идти по стопам отца, размеренная и спокойная жизнь. А его душа жаждала моря и приключений. Он не выдержал, что все уже решено за него и сбежал на корабле из родной Англии.
Жизнь за морем позволила заработать на плантации. Он собирался вернуться домой и показать, что он сумел добиться успеха своим силами, идя своим путем.
Однако судьба приготовила ему еще испытание. В длительном одиночестве освоить многие навыки, выжить. И путем ежедневного размышления понять суть жизни, призвания, отношения к близким людям, разобраться с порывами своей души и отношению к Создателю.
Это слишком дорогая цена, и можно не доводить своего ребенка до состояния – бежать подальше.
Если за ребенка решили, кем и каким он должен быть (а часто тем, кем не стали в свое время мама или папа), то рано или поздно произойдет сбой.
Чем сильнее будет давление со стороны близких, тем быстрее подросток отвергнет попытки его заставлять или начнет все делать наоборот.
Если родители постоянно сравнивают своих детей с окружающими и часто не в пользу своих. Или ориентируются на моду, престиж, более успешных в материальном плане, знакомых, то провал и разочарование, обеспечены.
Как избежать такого отрицательного сценария? От родителей требуется не только заботиться, что покушать и одеть малышу. Надо проявлять внимание к чему тянется ребенок, на что откликается. Не зря говорят, что со стороны виднее.
Сделать это не так трудно. Надо присмотреться и проанализировать, что и как любят делать наши дети. Проявиться способности могут в разном возрасте, реже до 7 лет, чаще после начальной школы.
Осталось присмотреться к нашим детям повнимательнее, чтобы разобраться, кем они могут стать в жизни.
Как определить способности ребёнка? К чему у него есть талант?
Прочитайте внимательно изложенные утверждения и выберите пункты в каждом из разделов, наиболее подходящие вашему ребенку.
Лингвистический тип:
Математический (логический) тип:
Визуально-пространственный тип:
Музыкальный интеллект:
Телесный или кинестетический интеллект:
Межличностный интеллект:
Внутриличностный интеллект:
А теперь посчитайте, где вы отметили галочкой все 5 или хотя бы 4 утверждения?
Возможно, таких разделов несколько, значит, у вашего ребёнка смешанный тип интеллекта.
Для чего это надо знать? Для того, чтобы вы приняли правильное решение, когда будете записывать своего ребёнка на занятия музыкой или на плаванье, на математику или рисование. Увидев результат этого теста, вы сможете оценить перспективы ребенка.
Не стоит огорчаться, если ваши догадки не подтвердились. Этот тест достаточно прост, а талант ребёнка может ещё долгое время быть скрытым, а не проявляться бурно и ярко.
Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):
|
Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)
Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.
Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:
Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.