Оригинальные тренинги для родителей в детском саду. Игровой тренинг для родителей «Творческое начало в ребёнке. Оценка физического развития

19.02.2024 Хэллоуин

психологические упражнения для тренингов

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»

Рашкина Елена Алексеевна
ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями, педагог-психолог 2 категории.

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Цель : повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
  • орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми
  • продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
  • стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы

Идея программы : сотрудничество

  • формирование навыков сотрудничества с ребенком
  • признание права ребенка на выбор
  • отработка навыков общения

Ценность в группе:

  • увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
  • отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
  • сплочение ДРО «Мы-семья»

Элементы и приемы:

  • сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)
  • игровая терапия(игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
  • арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.

Структура занятий:

  1. приветствие
  2. разминка
  3. общий круг
  4. прощание
  5. домашнее задание для взрослых

1 день (группа родителей)

Материал : Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.

1. Приветствие и знакомство участников : все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня... такая (отображают действия участника)».

2. Обсуждение: «Правила работы в группе »:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга »:

  • правило 3 П: принятие, признание, понимание
  • стремление к сотрудничеству

Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.

4. Ожидания участников от работы.

5. Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

6. «Перебежки»:
  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок» (Приложение 1)

8. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

  • Без корня и трава не растет.
  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.

9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в детском саду.

10. Тест «Моя семья в виде круга» Обсуждение впечатления от каждого рисунка.

11. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...»

12.Релаксация «Очищение от тревог» (Приложение 3)

13.Обсуждение занятия

14. Прощание «Общий круг», вручение приглашений на занятия с детьми

Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»

Приложение 1

Опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» (ВРР)

Инструкция . Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

  • 5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
  • 4 – в общем да;
  • 3 – и да, и нет;
  • 2 – скорее нет, чем да;
  • 1 – нет (абсолютное несогласие)
  1. Если уж я чего-то требую от ребенка, то обязательно добиваюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его за плохие поступки.
  3. Ребенок обычно сам решает, какую одежду надеть.
  4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
  5. Ребенок может рассказать мне обо всем, что с ним происходит.
  6. Думаю, что он ничего не добьётся в жизни.
  7. Я чаще говорю ему о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  10. Я чувствую, что последовательна(лен) в своих требованиях.
  11. В нашей семье часто бывают конфликты.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он воспитывал своих детей так же, как я.
  13. Ребенок редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  16. Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
  17. Если у него случается несчастье, в первую очередь он делится со мной.
  18. Я не разделяю его увлечений.
  19. Я не считаю ребенка таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
  21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему.
  23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  24. Мне нравятся наши отношения с ребенком.
  25. Дома у моего ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему физические наказания.
  27. Ему приходится поступать так, как я говорю, даже если он не хочет.
  28. Думаю, что я лучше него знаю, что ему нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его понимаю.
  31. Я бы хотел(а) многое в нем изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его мнение.
  33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
  34. Мое поведение часто бывает для него неожиданным.
  35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка...) начинает меня упрекать в излишней строгости.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего ребенка.
  37. Я предъявляю к нему много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему одному гулять во дворе дома.
  40. Я стремлюсь оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей.
  41. Я не допускаю, чтобы ребенок подмечал мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его характер.
  43. Я часто критикую по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его выслушиваю.
  45. Считаю, что мой долг – оградить его от всяких опасностей.
  46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сам(а).
  47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  48. Я устаю от повседневного общения с ребенком.
  49. Мне приходится заставлять его делать, что он не хочет.
  50. Я прощаю ему то, за что другие наказали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем все: о чем думает, как относится к другим, о чем мечтает,...
  52. Он сам выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  53. Думаю, что для ребенка я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им.
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает ребенок.
  57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его, в сущности, за одно и то же.
  59. Случается, что если я говорю ему одно, то муж (жена, бабушка...) специально говорит наоборот.
  60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк

Ф.И.О._________________ Возраст____ образование_________

Ф.И. ребенка_____________________ Возраст________

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы сумма
1 13 25 37 49
2 14 26 38 50
3 15 27 39 51
4 16 28 40 52
5 17 29 41 53
6 18 30 42 54
7 19 31 43 55
8 20 32 44 56
9 21 33 45 57
10 22 34 46 58
11 23 35 47 59
12 24 36 48 60

Домашнее задание №1:Таблица

Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке

Приложение 2

Приложение 3

«Очищение от тревог»

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

2 день

Материал : Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»

  1. Знакомство участников по кругу: «Здравствуйте, меня зовут Лена, а тебя? »
  2. Музыкальное упр. «Ну-ка, все встали в круг» ауд. № 3 Упр. направлено на сплочение группы.
  3. Работа в д-р паре. «Ласковые слова» Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.
  4. Музыкальное упр. «Хлоп» ауд. № 5 Первый куплет каждый участник показывает на себе части тела по тексту песни, а второй куплет работа в д-р паре.
  5. «Угадай ребенка по лицу». Ведущий: родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.
  6. Упражнение «Семицветик» Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
  7. «Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний.
  8. Совместное рисование «Волшебный цветок».

Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».

  1. Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности совместной работой.
  2. Релаксация обнявшись: «Полет бабочки» (Приложение 4)
  3. Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)
  4. Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»

Домашнее задание: «Сочиняем сказку о своем ребенке»

Приложение 4

Релаксация «Полет бабочки»

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...

Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях.

3 день

Материал : музыкальный отрывок инструментальной музыки, пиктограммы (радость, обида, страх, злость, удивление, испуг), разрезная пиктограмма на каждую пару, клей-карандаш, листы бумаги, карандаши, муляж апельсина (мяч).

  1. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
  2. «Цвет твоего настроения» Закройте глаза и представьте цвет своего настроения. Цвет своего (ребенка) соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.
  3. «Без слов» – аналогия игры «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Сначала две команды: дети и родители, а затем д-р пара.
  4. Путешествие в Радужный город: знакомство с пиктограммами. И/У «Какая(какой), я? » по кругу.
  5. «Собери пиктограмму» Каждая д-р пара получает пиктограмму разрезанную на части и изображает, а другие участники должны угадать. Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?»
  6. Параллельная работа: дети рисуют «О чем я мечтаю», а родители выполняют упражнение: «Пойми меня, мама». (Приложение 5) Разрезанная таблица и её необходимо восстановить, соотнося слова и чувства. По завершении работы взрослые озвучивают мечту ребенка по его рисунку
  7. И/у «Апельсин» Участники по кругу без помощи рук передают апельсин.
  8. Музыкальное упр. «Соседи» ауд. № 23
  9. И/ у «Комплимент»
  10. Общий круг «Всем, всем до свидания!»

Домашнее задание № 3: совместно с ребенком вспомнить любимую игру, на следующем занятии рассказать и приготовить атрибуты для игры.

Приложение 5

«Пойми меня»

Ребенок говорит Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, чувство не любви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.

4 день

Материал : косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.

  1. Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр круга.
  2. И/у «Угадай, родителя по руке».Ребенку по очереди подают руки, а он должен угадать руку своей мамы или папы.
  3. И/у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.
  4. Представление домашних игр.
  5. «Соломинка на ветру». Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.
  6. Чтение сказок родителей для детей
  7. Сказка ведущего «О нежных Теплышках» (К. Штайнер)
  8. Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
  9. Подарки и чай для участников.
  10. «Продолжи предложение» (отзыв о работе в тренинге).

От работы в тренинге я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________
Ваши пожелания ведущему ___________

Литература:

  1. Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.
  2. Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г
  3. Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
  4. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
  5. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
  6. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
  7. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.

Данная система занятий прошла апробацию в течении двух лет. Занятия проводились как с родителями, детьми массового детского сада, так и с родителями и детьми детского сада компенсирующего вида. По завершении тренинговых занятий 100% родителей высказали желание дальнейшего участия в подобных совместных занятиях. Работа в первый день позволила провести диагностику и самодиагностику проблем семейного воспитания и взаимодействия внутри семьи. Использование образного авторского представления типов воспитания помогает родителям понять и осуществить анализ позитивных и негативных сторон педагогических воздействий родителей. Понять, почему их ребенок испытывает трудности адаптации, социализации в детском саду.

Из отзывов участников 2007г.:

Елена З., 35л. «Познакомилась с методами воспитания, переосмыслила мое отношение к ребенку»

Светлана К., 30л. «Поняла, что у всех есть те или иные проблемы с ребенком, а не только у меня и от этого легче. Очень интересно было рассматривать картины и сразу все стало понятно»

Вызывает эмоциональный отклик представление «Моя семья в образе кругов», но не сама процедура изображения, а последующее обсуждение другими участниками: дистанции общения, близости, доминирование, размытость представления семьи...

Совместные занятия с детьми и особенно в первый день позволяют увидеть какую позицию в общении с ребенком занимают родители (упр. «Семицветик», «Загадай желание», «Волшебный цветок») в 80% случаев дети доминируют. Обсуждая этот факт многие родители испытывают: шок, разочарование в себе, осознают собственную несостоятельность и потерянность. 100% участников-взрослых затрудняются в выполнении упражнений по типу «Банк поглаживаний»: «Хвасталки», «Расскажи о себе и ребенке», «Комплемент». У детей данный процент значительно ниже 45%, это объясняется опытом участия в коммуникативных играх на занятиях психолога, во время часа круга, меньшей подверженности детей различным условностям. Третий день позволяет на невербальном уровне установить контакт, учиться понимать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, выразительным движениям и активизировать внутреннего ребенка взрослого. Все группы взрослых испытывают значительные трудности при соотнесении слов и чувств, а значит и в понимании своего ребенка, другого близкого человека. Именно после прохождения этого дня у участников появляется общность «Мы».

Участник 2008г.: Дмитрий Н., 34г. «Понравилось, что сегодня в тренинге не только я и ребенок понимаем, друг друга, но и дети и родители сильно сближаются»

Поэтому именно этот день завершается комплиментами по круг и муз. упражнением «Соседи»: соседей можно потолкать, соседей можно щекотать, соседей можно обнимать.

Говорить и описывать состояние детей нет смысла, глаза их светятся от радости, возможности общаться и играть с любимыми людьми.

Завершение работы в четвертый день: получение тактильных ощущений, ещё раз проработка «Банка поглаживаний», получение уверенности и поддержки от взрослых, сильных людей. Представление домашних заданий: чтение сказок для детей и о детях и игр. У 70% участников выполнение домашнего задания вызвало сопротивление (некогда; не умею сочинять сказки и никогда этого не делал; мы не играем, а только гуляем; он бегает, а я смотрю; а вдруг что-то сделаю не так, ...) и у 25% этот факт отмечен в опроснике, как, то что не понравилось. Это может свидетельствовать о том, что родители уже готовы участвовать в различных мероприятиях и быть ведомыми, но не готовы ещё сегодня к активной проработке своих проблем.

Безусловно, какой бы результат не был получен, это повод для дальнейшего анализа и работы. В выигрыше оказались все: дети, получив время для общения и игры с родителями, родители: «получила знания, навык как в сложной ситуации понять ребенка и разобрать проблему вместе с ним», психолог: возможность осуществить рефлексию собственной деятельности и повысить свое профессиональное мастерство.


17.03.2010
Катерина
Я учусь в педагогическом университете,будущая профессия - психолог.Планы таких тренингов для меня - настоящая находка
21.03.2010
Спасибо большое за конспект тренинга. Нужно было провести родительское собрание в необычной форме. Этот конспект очень подходит.
20.08.2010
Светлана.
Я задумала открыть психологический кружок для мл.классов.Проблема с нехваткой литературы и средств для неё отпала благодаря вашему сайту.Спасибо огромное!!!Безусловно, такого рода тренинги приносят много пользы. Пусть наш мир будет добрее и светлее,а мы будем помогать этому!
21.02.2017
Е. Рашкина
Благодарю за отзывы. Рада, что мой опыт Вам полезен. Автор методики - Т. В. Румянцева. Тест «Круги взаимоотношений», работаем по аналогии.
13.08.2018

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

Психологический тренинг для родителей

«Методы семейного воспитания».

Задачи:

    показать родителям важность и значимость семейного воспитания;

    познакомить родителей с методами, приемами и стилями семейного воспитания;

    способствовать приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций младших школьников.

Вопросы для обсуждения: стили семейного воспитания; методы и приемы семейного воспитания; практические приемы по воспитанию положительных эмоций у ребенка.

Подготовительная работа: подбор материала по теме; подготовка презентации “Стили семейного воспитания”; подготовка памятки, теста для родителей;

Ход мероприятия.

Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Афанасьева Марина Евгеньевна. Я педагог-психолог нашего детского сада. Сегодня мы с вами поговорим о методах и стилях семейного воспитания.

Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:

Не перебивать друг друга

Доверительный, доброжелательный стиль общения

Искренность в общении (говорим правду или молчим)

Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)

Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки

Стараемся видеть сильные стороны выступающего

Приветствие . Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей. И с какой целью вы пришли на тренинг».

«Комплименты».
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».

Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование . Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:

    в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

    распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

    распоряжение должно отдаваться доброжелательно;

    нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: “хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.

А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. Предлагается тест “Какой ты родитель?”, в котором они должны отметить наиболее часто употребляемые фразы.

Тест “Какой ты родитель?” + или -

1

Сколько раз тебе повторять!

Посоветуй мне, пожалуйста!

Не знаю, что бы я без тебя делала!

И в кого это ты только уродился?

Какие мы замечательные друзья!

Ну на кого же ты похож?

Вот я в твое время

Ты моя опора и помощник!

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Ах, какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок?

У всех дети, как дети, а ты…

Какой ты у меня сообразительный!

Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.

    Результаты теста

    7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

    9 -10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

    11 -12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.

    13 -14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Мозговой штурм

Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

    Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

    Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

    Что учат дома дети, то знают и соседи.

    Умел дитя родить, умей и научить.

    Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.

    Яблоко от яблони далеко не падает.

Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»

Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.

Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:

    Назовите ассоциации со словом «детство»

    Вспомните самый счастливый день из своего детства.

    Вспомните свой самый волнующий день.

    Вспомните, чего вам было стыдно.

    Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?

    Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?

    Изменилось ли отношение к этим ситуациям?

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Упражнение «Передай другому»

Называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Что я разрешаю своему ребёнку? Что я запрещаю своему ребёнку? Что я иногда уступаю ребёнку? Что я разрешаю, но ставлю условия?

Сейчас, уважаемые родители, вам предлагаются задачи на семейное воспитание.

Родители обсуждают ситуации в группах . Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.

    Вы многократно повторяете своему ребенку: «Собери свои игрушки» ребенок не реагирует.

    Ваш ребенок ничего не рассказывает вам, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в плохо.

    Ваш ребенок дерется с другими детьми, на него постоянно жалуются.

Каждая группа обыгрывает свою ситуацию. Обсуждение каждой ситуации родителями: какие еще решения выхода из данных ситуаций можно найти.

Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»

Родители пишут, что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, и дают советы.

Чтобы воспитать Человека, нужно:

Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему

Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример

Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе

Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей

Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других

Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые

Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:

Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.

Почему? Чего ты стыдишься?

Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!

Просмотр видео-ролика о семье. Обсуждение смысла.

Заключение

На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »

В завершении зачитываются слова В. А Сухомлинского «Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это трудное и выстраданное, и приходит только тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, - счастье становится признаком»

Цель: Создать ситуацию знакомства, эффективного межличностного общения между родителями.

Развивать навыки коллективного взаимодействия, умение анализировать и планировать деятельность в команде.

Оборудование: цветные стикеры, цветные карандаши, воздушные шарики, магнитофон, бумага формата А4 (или ватман), мешочек с задачами, фото детей и родителей.

Ход тренинга психолога детского сада для родителей:

Добрый день уважаемые родители, педагоги! Мы рады вас приветствовать в нашей первой младшей группе. Цель сегодняшнего нашего тренинга – познакомиться друг с другом и сплотиться. Ведь на протяжении всего обучения, воспитания и развития наших детей мы будем шагать вместе с вами бок о бок.

Для начала обсудим правила взаимодействия в группе, которых будем придерживаться во время тренинга.

Затем участники обсуждают и принимают такие основные правила:

1. Правило активности.

2. Правило контроля времени.

3. Каждый высказывает свое мнение, не перебивая других.

Мне очень интересно чего вы ожидаете от нашей встречи.

Упражнение «Аист»

Перед началом тренинга на стене прикрепляется большой рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажное перышко, на которой ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того, как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои ожидания и скотчем приклеивают перышки на его крылья.

Теперь уместно познакомиться.

Упражнение на знакомство

Каждый участник по кругу называет свое имя и на первый звук черту своего характера.

А во время этого упражнения предлагаю вам больше узнать друг о друге.

Упражнение «Передай мешочек»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, помочь родителям лучше узнать друг друга.

Перед тем как начать нашу работу, давайте настроимся на совместную деятельность. Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого мешочек, достает, читает задание и выполняет его. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.

Задачи:

Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?

Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?

Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

Какую музыку вы слушаете?

Спойте свою любимую песню.

Какая пора года больше всего нравится вам?

Кем вы работаете и где?

Кем бы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Чем занимаетесь в свободное время?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.

Раскройте тайну своего любимого хобби.

Как вы проводите время вместе со своим ребенком?

Есть ли у вас семейные традиции, какие?

Вот мы с вами и познакомились. Поэтому время перейти к основной части нашей встречи.

Упражнение «Детское фото»

Участники объединяются в две группы - родители девочек и родители мальчиков. Для каждой группы раздаются фото детей, а фото родителей прикрепляем на мольберт. Родители должны найти пары «мать - ребенок».

Похожи ли на вас ваши дети? Чем именно? (ответы родителей). Прежде чем вести ребенка в детский сад, вы, наверное, рассказывали ему разные истории из собственного опыта посещения садика. Озвучьте несколько своих приятных воспоминаний о детском саде. (по желанию родителей).

class="eliadunit">

Пора уже поговорить и о наших детях. Как вы видите счастливыми ваших малышей. Далее родители по цветным звездам, или по временам года делятся на 3-4 группы.

Помните! Общение с ребенком – это путь к его познанию.

Каждый ребенок - это единственная и неповторимая личность. Для того чтобы он был счастливым и здоровым, нужно создать условия для сохранения его душевного комфорта.

Упражнение «Счастливый малыш»

На листе ватмана родителям предлагается создать образ счастливого малыша и презентовать свои рисунки, каждая группа отдельно.

Обсуждение рисунков.

Теперь предлагаю немного отдохнуть и снять напряжение.

Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Участникам тренинга выдаются воздушные шарики. Предлагаются вопросы, в которых указаны ситуации, когда возникает раздражение у родителей во время общения с ребенком. Если указанный пример имеет место, участник вдыхает воздух в шарик.

Сейчас мы проведем упражнение «Воздушный шарик». Я буду называть ситуации, в которых возможно возникновение раздражения у взрослых.

Если названная ситуация имеет место в вашем общении с ребенком, вдыхаете воздух в шарик и крепко держите, чтобы не выходил воздух.

Ситуации

Хотите позвонить, но ребенок постоянно вас отвлекает.

Когда ребенок без удержу вас что-то просит.

С кем-то разговариваете, а ребенок постоянно вмешивается в вашу беседу.

Общаетесь с ребенком и не чувствуете в ответ адекватной реакции.

Разговариваете с ребенком, а он начинает у вас что-то требовать, переходя на крик.

Или вас раздражают детские просьбы.

После того, как шарики наполнились воздухом, участникам предлагается высказать мнения, относительно того, как преодолеть раздражение в общении с собственным ребенком. По мере поступлений предложений по преодолению раздражения участники выпускают воздух из шарика, тем самым условно уничтожая раздражение и стресс.

Наш тренинг завершается. Оправдались ли ваши ожидания?

Определение осуществления ожиданий участников собрания.

- «Новая жизнь... От него мы ждем чего-то удивительного и светлого, обязательно счастливого. Наш аист несет в клюве младенца – каждого из нас – по пути новых знаний и открытий. Что же пожелать этому ребенку?»

И теперь я бы хотела услышать, осуществились ли ваши ожидания. Если ваши ожидания от тренинга сбылись, вы берете бантик и, высказывая пожелания детям, прикрепляете его к одеялу младенца, которого несет аист.

У меня здесь есть дерево желаний. Сейчас вы каждый напишите на листочке свое желание. Чему бы вы хотели, чтобы ваш ребенок научился за этот год и прикрепите к дереву.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что дерево наше осеннее и листочки эти выпадут, так как у детей еще нет этих знаний, умений и навыков. А к весне наше дерево должно распуститься. И мы с вами должны приложить усилия, чтобы дети получили эти знания.

Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

Сколько ему лет? - спросил мудрец.

Пять.

Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам - интересной учебы в стенах нашего заведения. До свидания!!! До новых встреч!!!

Советы психолога

по созданию эмоционального комфорта для развития и воспитания детей раннего возраста .

Памятка для родителей

1. Обращайтесь к ребенку ласково по имени. Пусть в ваших словах звучит любовь к ней.

2. Интересуйтесь желаниями ребенка. Старайтесь разумно и полезно удовлетворять их.

3. Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, полным приятных впечатлений.

4. Тактично решайте конфликты с ребенком.

Самое важное – любите его! Дети по – разному чувствуют любовь, но каждый ребенок в ней нуждается.

(В рамках недели психологии)

Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры.

  • способствовать созданию положительных эмоций детей и родителей во взаимодействии друг с другом;
  • воспитывать у детей чувство доверия, уверенности в себе;
  • улучшить взаимодействие родителей и детей.

Оборудование: аудиозаписи с веселыми детскими песнями, мяч, повязка на глаза, свеча, спички, стулья по количеству участников, ящик (коробка), смайлики по количеству участников.

Ход тренинга

Под веселую музыку участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу.

Психолог: «Здравствуйте родители! Здравствуйте ребятки! Мы рады вас приветствовать на нашем игровом тренинге.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение.

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое без спорно понадобится с поступлением в школу, а значит и тренировать его нужно уже сейчас».

  1. «Ласковое имя». Сначала психолог, начиная с себя, называет свое полное имя, а затем свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Далее по кругу все выполняют это упражнение пока очередь снова не дойдет до психолога.
  2. «Обнимашки». Психолог: «Часто ли вы обнимаете своих детей, просто так, без всякой на то причины? А как вы думаете, существует ли необходимое количество объятий для поддержания хорошего самочувствия?

Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».

Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.

  1. Игра «Угадай ребенка». Психолог: «Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас мы это поверим».

Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.

  1. Игра «Рассказ про маму». Ребятам предлагается по очереди рассказать о своих родителях, с которыми они пришли.
  2. Игра «Хвост дракона» или «Золотые ворота». На усмотрение психолога.
  3. Упражнение «Любимое поведение». Родителям предлагается вспомнить и сказать, что они любят в поведении своих детей.
  4. Танец разминка для всех (танец маленьких утят). Звучит песня «танец маленьких утят». Все участники тренинга вместе с психологом исполняют всем знакомый танец.
  5. Упражнение «+ качества». Родителям предлагается вспомнить и назвать 3 положительных качества своего ребенка.
  6. Упражнение «Свеча». По кругу передается зажжённая свеча, у кого в руках оказалась свечка, должен пожелать на завтрашний день, что-то хорошее группе.

Психолог: «Дорогие родители! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок-счастливые и здоровые родители».

Рефлексия. Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость, нужность тренинга, положив в коробочку смайлики разных цветов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспоминания детства»

Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:

Назовите ассоциации со словом «детство»

Вспомните самый счастливый день из своего детства.

Вспомните свой самый волнующий день.

Вспомните, чего вам было стыдно.

Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?

Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?

Изменилось ли отношение к этим ситуациям?

Родитель и ребенок, это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и своего ребенка.

«Передай другому»

Называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно. » (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Что я разрешаю своему ребёнку? Что я запрещаю своему ребёнку? Что я иногда уступаю ребёнку? Что я разрешаю, но ставлю условия?

Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:

– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.

– Почему? Чего ты стыдишься?

– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!

Какой смысл заложен в притче?

Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.

«Знакомство»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.

Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.

«Ожидания»

Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.

Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.

«Сказки нашего детства»

Участники объединяются в три группы.

Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик-Телесик» или другие, по выбору педагога.)

Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.

Обсуждение:

Что было для вас непривычным?

Каковы ваши ощущения от работы?

Сложно было выполнять задание?

Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?

«Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

«Моя Галактика»

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

Стимульный материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD, магнитола.

Введение в тренинг с элементами аутотренинга.

Уважаемые родители! Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Выполнение практического задания тренинга .

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

«Кто быстрее»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры:

треугольник;

ромб;

угол;

буква;

птичий косяк;

круг;

квадрат.

Обсуждение:

Трудно было выполнять задание?

Что помогло при его выполнении?